Мосты

В Риге около сотни мостов. Малые и большие, старинные и новые, они перекинуты через реки и дороги. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что самые известные из них соединяют берега Даугавы.

                Широкая и неприступная Даугава веками служила препятствием для развития города. Неда­ром в 17 веке у рижан бытовала поговорка: «это также невозможно, как мост через Даугаву». Кстати, те, кто так утверждал глубоко заблуждались. Уже в 1701 году появился первый, а после него сменилось ещё 7 мостов через главную водную артерию города. Здесь я опишу только самые большие из них.

                Итак, по порядку. Самый старый из рижских мостов, Наплавной мост, был построен в 1701 году по приказу шведского короля Карла XII для перевозки раненых. Однако уже в 1705 году его унесло наводнением, а в 1710 году после восстановления мост разрушила русская армия во время осады. Начиная с 1714 года, Наплавной мост каждый год 1 ноября убирали в какой-нибудь приток Даугавы. С течением времени его постоянно усовершенствовали, пока конструкция не стала общепринятой. В 19 веке Франкфурт на Майне даже попросил город Ригу создать модель Наплавного моста.

            Плавучий мост имел 646 метров в длину и 12,8 – в ширину. Он состоял из восьми плотов и трёх дополнительных частей. Две из них служили подъездами к более высокой разводной части.

                Как известно, рижский порт в те времена растянулся аж до Саласпилса, поэтому, чтобы не мешать судоходству, каждый мост имел разводную часть. Но держать мосты разведёнными слишком долго было неудобно, поэтому каждый мост, в том числе и Наплавной, использовался, как пристань.

Плавучий мост был единственным до 1871 – 1873 гг., когда рядом был построен Железный мост. Он был необходим для поддерживания растущего железнодорожного сообщения. Хотя по нему было разрешено и движение повозок, он в основном предназначался для паровозов, поэтому он закрывался при проезде поезда. Поэтому Железный мост не удовлетворял требованиям быстро растущего города.

Длина конструкции составляла 737 метров, ширина – 9,08 метров, из которых 4 метра -  свободные полосы для пешеходов и повозок. Весь мост опирался на 11 опор – 8 в реке и 3 на берегу. Один пролёт был разводным – для проделывания этой операции 8 мужчин работали 40 минут.

В Первой мировой войне были взорваны 3 пролета Железного моста, однако их поспешили восстановить из дерева. Начиная с 1924 и по 1938 года их переделывали из железа, к тому же подновляя один заржавевший пролёт. В 1938 году его торжественно открыли, назвав Земгальским. Во времена Второй мировой войны мост был взорван и больше не восстановлен. И по сей день в Даугаве стоят опоры Земгальского моста.

С 1890 по 1896 года несовременный наплавной мост полностью оснастили 35 понтонами  и торжественно открыли 27 мая того же года. Новая конструкция, стоившая 602 795 рублей, имела 524 метра в длину и 14 метров в ширину. Работал мост почти весь год, исключая время весеннего ледохода. Для купальщиков в середине моста был устроен даже специальное заграждение-бассейн.

Сооружение оставалось на своём месте, между улицами Грециниеку и Шонеру, до 1915 года, когда при эвакуации понтонов в Эстонию многие из них штормом были выброшены на берег и разбились. Мост отстроили лишь в 1924 году, чтобы потом быть взорванным во времена Второй мировой войны. Однако Понтонный мост восстановили уже в первом послевоенном месяце. С возведением Каменного моста его перенесли на место нынешнего Вантового моста, где он и простоял до 1981 года.

Новый железнодорожный мост построили совсем рядом к старому, поэтому он имел такую же длину, только был чуть шире. Он был возведен на 10 опорах – 8 в реке и 2 – на берегу. Сооружение торжественно открыли 8 апреля 1914 года.

После Понтонного моста следует Каменный. Он был построен в 1957 году по проектам инженера Г. Д. Попова и архитектора К. Н. Яковлева. Его общая длина – около 500 метров, а сваи забиты на глубину в 26 метров. Возможно некоторым покажется необычным тот факт, что его часть у правого берега – разводная.

После Каменного моста был построен Островной, возведенный в 1976 году. Его ширина – 24 метра, а длина – 3,5 километра. Островной мост состоит из 2 больших мостов, 9 эстакад, 5 путепроводов, 3 туннелей и 2 мостов через протоки. Его сваи загнаны на глубину в 30 метров.

Самый молодой из мостов через Даугаву – Вантовый. Он был построен лишь в 1981 году. Это  - второй по длине (~2 км.) и один из самых широких (28,4 м.) мостов через главную реку города. К тому же, он обладает самым длинным (312 м.) пролётом в Риге, поддерживаемым 109-метровым пилоном.

 

Hosted by uCoz