Югендстиль. Рига 1898-1914.

Югендстиль возник в конце 19 века Брюсселе, как опровержение всех предыду­щих стилей, в отли­чие от эклектизма, основанного на смешивании исторической архитектуры.  Постепенно, он пришёл и в Ригу. В каждой стране Ю. принимал собственный облик, соответственно, получая и своё назва­ние: сецессион в Авст­рии, модерн в России, стиль Либерти в Италии, Ар Нуэво во Франции и т. д.. Дома, построенные в этом стиле отличаются практичной планировкой, экспрессивным орнаментом, использованием но­вейших технологий строительства (например, металлического каркаса), своеоб­разной трактовкой исторических стилей, устремлением вверх. Ю. искал способы совмещения красивого с полезным. Од­нако таких методов много, поэтому имеется и много разновидностей Ю..

                В то время, когда в моде был югендстиль, Рига находилась в пике экономического расцвета. Многие строили доходные дома в современном стиле, то есть в югендстиле. Поэтому сейчас они составляют 40% всей застройки центра Риги. Одним из первых рижских домов в Ю. является строе­ние на углу улиц Скарню и Кальку. Дома рижского Ю. построены в следующих направлениях.

 

* Эклектично-декоративный югендстиль. Дома, построенные в этом стиле, имеют эклектиче­скую композицию (расстановку окон, отсутствие щипцов крыш и т.д.)  и юген­довский декор (маски, стилизованные растительные орнаменты и т.д.) Альберта 2,2а, 4,6,8,13. (М.Эйзенштейн).

* Романтизированный югендстиль воспроизводит формы исторических стилей – готики и ренес­санса. В основном, это – щипцы крыш, зубцы на карнизах, детали готических окон. Тербатас 33/35.

* Национальный романтизм. В начале ХХ века латышским архитекторам, как, впрочем, и зодчим других стран, захотелось создать собственный стиль. Он влился в концепцию югендстиля, отвергающего всё старое и неудобное, признающего только новое и практичное. Поэтому уже в 1905 году появились первые образцы нового стиля, построенные по проектам Э. Лаубе. Позже он и его коллега Александр Ванагс построили большинство зданий национального романтизма – последний, например, работал только в этом направлении. Постройкам этого стиля характерно: использование природных материалов для облицовки фасадов (грубого камня, шероховатой штукатурки и так далее), деревянные элементы, этнический орнамент. С первыми шагами национального романтизма перестали строиться дома с неоправданным обилием украшений. Можно сказать, рационализм, к которому стремился югендстиль, возник с этим стилем. Наверное, один из самых интересных ансамблей зданий данного направления, находится на улице Кришьяна Валдемара между улицами Спорта и Заубес (Э. Лаубе, А. Ванагс, 1909 – 1910). 

* Вертикальный (перпендикулярный) югендстиль. Как уже было сказано, югендстиль стремился к вертикальным линиям. Однако здесь это было особенно подчёркнуто.  В этом направлении акцент ложится на вертикальные линии: эр­керы, межэтажный орнамент, вытянутые вверх щипцы крыш. В Риге в этом стилевом направлении построено огромное количество зданий, однако наилучшее представление об этом стиле даст дом на улице Стабу, 19 (Я. Алкснис, 1909). 

* Безорнаментальный югендстиль. В начале ХХ века немногие осмеливались строить здания, лишён­ные декора, однако такие всё-таки появлялись. Впечатление достигалось с помощью ориги­нальных форм – эркеров, окон необычной формы, балконов и так далее. Антонияс 13 (А.Витте).

* «Красные школы» - это 19 зданий, построенные архитектором Рейнхольдом Шмеллингом с 1910 по 1914 год. Такое направление было популярно в Скандинавии, однако в Риге представлено только вышеупомянутым архитектором. В этом стилевом направлении построен также ряд по­жарных депо нашего города. «Красными» эти постройки называют за широкое применение красного кирпича, контрастирующего с оштукатуренными белыми стенами.  Гимназия Натальи Драудзини, Бруниниеку 24 (Р.Шмеллинг).      

* Международный югендстиль появился в самом начале эпохи модерна в Риге. В доходных каменных домах он проявлялся как эклектично-декоративный, но уже был практичен, как настоящий югендстиль. Хороший тому пример – дом на улице Аудею, 7 (А. Ашенкампфф) В архитектуре особняков он проявлялся застеклёнными верандами, окнами причудливых форм, крутыми скатами крыш и т. п. Много примеров этому находятся в Межапарке. Международным этот стиль назвали за желание преодолеть стремление каждого народа создать свою архитектуру.

Декор

В югендстиле применялись различные орнаменты: растительные, геометрические, романтизирован­ные, животные. В растительных изображались различные цветы, растения. Обычно, они помещались на тёмно-зелёном фоне. В животных орнаментах преимущественно использовались изображения птиц: павлинов, лебедей и других. Геометрические орнаменты, как и понятно из названия, имели четкие геометрические формы. Романтизированные орнаменты отличаются стилизованными видами старинного декора. В югендстиле часто встречаются различные весёлые или грустные лица. Почти везде есть также украшение, состоящее из пяти или трёх вертикальных линий, из которых средняя обычно длиннее и имеет какое-либо окончание.

Югендстиль Риги близок к югендстилю города Хельсинки (Северному модерну), однако все-таки они сильно отличаются. Происходит это потому, что в Риге почти все постройки были спроектированы местными зодчими Они оказали большое влияние на архитектуру Прибалтики. 

      Эклектизм исчез с рижской строительной арены уже в 1904 году. Тогда же перестали строиться здания с эклектичным и необдуманным обилием орнамента. Примерно до этого срока успела сформироваться широко известная застройка улицы Альберта. Именно туда и по сей день водят туристов, однако зря – эти здания отнюдь не характерны для югенда нашего города.

      Но уже в 1901 году, сразу после появления первого дома в стиле модерн в  столице Латвии (Аудею, 7, Альфред Ашенкампфф, 1900 год), произошло событие, положившее начало бурному развитию модерна в Риге. Речь идет о юбилейной выставке 1901 года на Эспланаде, где все постройки были построены в югендстиле. Их авторами были упомянутый Ашенкампфф и Макс Шервинский.

      В 1905 о себе заявил национальный романтизм, и вскоре стал очень популярен. Примерно треть от 40 процентов югендстиля в Риге составляет национальный романтизм. Но были у него и противники, притом немало. Они считали, что деревянные избы невозможно брать за образец при строительстве больших каменных зданий.

      Расцвет югендстиля приходится на следующие несколько лет.

      В 1910 году возобновился интерес к классицизму, породив стиль неоклассицизма. Однако чистого неоклассицизма в нашем городе мало, часто он смешан с модерном.                                                           

Югендстиль Риге дал одни из первых примеров комплексной застройки кварталов. Это «Форбург», «Упиша Пассаж» и дома на улицах Бривибас, 88 и Кришьяна Валдемара, 33. Во всех этих домах имеются большие парадные проезды во двор, который должен был служить своеобразным продолжением улицы: с квартирами и конторами на верхних этажах и магазинами на нижних. Сегодня полностью эту роль исполняет только «Упиша Пассаж». В порядок приведен также двор на Кр. Валдемара, 33, однако магазинов там нет. К сожалению, нельзя что-либо подобное сказать про два остальных дома: на улице Бривибас, 88 двор почти всегда закрыт, а «Форбург», в основном, готов сам упасть на голову прохожим.                                                                 

Знаете ли Вы?

·                В доме на Стабу, 19 (1909, Я. Алкснис) квартиры расположены не на каждом втором пролете лестницы, а на каждом, что позволяет экономить помещения.

·                В некоторых домах на улице Альберта имеется два подъезда, а между ними расположен проезд во двор. Однако два подъезда – это просто обман архитектора. На самом деле, они соединяются внутри дома  и имеют одну лестницу.

Hosted by uCoz