Пригороды Риги

Агенскалнс  занимает пространство от станции Торнякалнс до улицы Кулдигас.  Хотя в начале ХХ века эта территория официально называлась Шварцгоф, но в народе бытовало название Агенскалнс (Hagensberg). Оно произошло от имени отставного судьи Генриха фон Агена (Гагена), который по­строил там усадьбу. Как обычно, её назвали в честь владельца. Горой же она была на­звана за возвышение над окрестными островами.

                Уже в 17 веке около переправы близ имения возник посёлок, где уже в конце 17 века сущест­вовала одна из трёх латышских школ Пардаугавы. Однако ему не повезло, как и другим предместьям. Сначала его разрушили во время Северной войны, потом – во время Отечественной войны 1812 года, когда специально сожгли все предместья. Однако уже в 1824 году посёлок стал восстанавливаться, а в 1853 году в Агенскалнсе было в 2,5 раза больше построек, чем в 1788 году – 294 и 112 соответственно. Застройка велась стихийно, поэтому улицы выходили очень кривыми. К концу 19 века застройка дошла даже до железной дороги в Тукумс. В ту далёкую пору центром рай­она считалась площадь около перекрёстка улиц Калнциема и Даугавгривас, где находилась пере­права. Неподалеку был также Агенскалнский парк – любимое место отдыха рижан, а рядом с ним – рыночная площадь и почта на улице Жогу. Примерно там же, в начале ул. Даугавгривас, был второй полицейский участок Риги, а также кабаки и трактиры, ютившиеся  на первых этажах домов.

                 В конце 19 века стала складываться регулярная планировка кварталов, которая и сейчас усматривается в районе улицы Баложу.

                Нынешний центр района возле Агенскалнского рынка стал образовываться в первом десятилетии 20 века Уже в 1890 году на улице Херманя был построен Сиротский дом, в 1910 г. – 2-ую городскую больницу (Ныне Государственная клиническая больница имени П. Страдыня), в тот же период возвели и новые павильоны рынка. В 1905 г. по улице Шонеру (ныне Бариню) пустили маршрут трамвая.

                Единство Агенскалнса нарушило продолжение улицы Слокас до улицы Шонеру в 1930 году. Оживленное движение искусственно разрезало район на две части. Однако большие перемены Агенскалнс пережил в 70-80гг. 20 века, когда на месте Агенскалнского парка был построен жилой массив «Агенскалнские сосны», а многие фабричные корпуса дополнены некрасивыми пристройками. Теперь колорит района ощущается только на улице Нометню.

                Торнякалнс ныне находится между шоссе К. Улманя гатве и Агенскалнсом. Не верится, что ещё в начале ХХ века Торнякалнс был отделён от Зиепниеккалнса густым лесом. Если же посмотреть ещё дальше, в 18 век, то видно, что единого поселения не существовало – посёлок состоял из множества мелких. Они соединились лишь в конце 19 столетия, при постройке путей, фабрик и детской больницы. В то время и были возведены характерные для застройки Торнякалнса деревянные домишки, а у пруда Марас – роскошные особняки.

                Из многих старинных усадьб сохранилась лишь одна – Блока муйжиня, построенная в классическом стиле в 19 веке. Многие названия улиц в ХХ веке были изменены и теперь уже почти ни о чём не говорят.

                Название «Торнякалнс» (Башенная гора) произошло от сторожевой «Красной башни», которая стояла на том месте до 17 века. После возведения крепости Кобронсканстс на левом берегу  Даугавы, башня утратила своё значение и была снесена.

                Кипсала имеет 2,7 километров в длину и 0,5 км. в ширину. Она находится на уровне 3 – 5 метров над уровнем моря, причём самая высокая часть Кипсалы – Баласта дамбис. Ранее, до начала ХХ века, остальное пространство было низко и равнинно. Потом его подняли, однако Баласта дамбис оставался главной и самой ухоженной улицей острова – она единственная была мощёной, к тому же она была самой густонаселённой дорогой Кипсалы. Интересно, что на этой дамбе дома имели, за исключением построек 1 и 3 в конце пути, только чётные номера – с нечётной стороны была Даугава. Кипсала слилась в один остров сравнительно недавно, до этого же её делили на Кипсалу, Мазу Кливерсалу и Пелду салу.

                Так как Кипсалу населяли в основном рыбаки, то и улицы получили соответствующие названия: Якорная (Энкуру), Чайковая (Кайю), Матросская (Матрожу) и другие, тем подобные. Успешные рыбаки основывали на родном острове различные предприятия, связанные с морем, например, по переработке рыбы.

Своё название Кипсала получила от крестьянина Яниса Кипа, который построил несколько складов.

Так как ближе всего к густонаселённой середине острова находился Ильгюциемс, то через Зундс была устроена паромная переправа. Сегодня Кипсалу с материком соединяют два больших моста и несколько меньших.

 Межапарк является одним из первых воплощений города-сада в мире. Уже в 1900 году было высказано предложение о его создании, а к юбилею Риги (1901г.) решение подтвердили окончательно. Инициатором постройки колонии вилл в Царском саду (Межапарке) выступил главный инженер города А. Ахте, а трассы были проложены по проекту Г. Ф. Ф. Куфальдта. Застройку начинали с южной стороны, постепенно, расширяясь и подходя к самому лесу.

Хотя проект местных мастеров был хорошим, дума посчитала, что у архитекторов не хватает навыков такого строительства. Поэтому для планировки колонии пригласили зодчего Х. Янсена из Берлина. Он предложил сделать проспект Сигулдас главной мультифункциональной улицей. Надо, однако, сказать, что первая очередь застройки более органично вписывается в природные условия, чем предложенная Янсеном.

До Первой мировой войны в Межапарке было построено 108 жилых домов. Интенсивно этот район застраивался и в 20-х годах ХХ века. Теперь он представляет из себя уникальное собрание особняков в стилях югенд и функционализм. Это послужило причиной объявления Межапарка памятником градостроительства государственного значения. 

 

                Саркандаугава была официально включена в состав Риги в 1828 году, но еще до этого парк 2-ой Царский сад был местом отдыха рижан. Своё название поселок получил от притока Саркандаугава, где во время           время процессов ведьм определялась вина обвиняемой.

                С 1766 года в Саркандаугаве начали размещать промышленные предприятия, например, судоверфь, лесопильню пивоварню и сахарную мануфактуру.

                Микрорайон, в основном, застроен небольшими деревянными домишками, а в центре - капитальными 5-6 –этажными доходными домами. Большую часть застройки составляют большие жилые дома, построенные после Второй Мировой войны.

                Ильгюциемс, как и Кипсала, был поселком людей, по роду деятельности связанных с морем. Там были две латышские школы, где в конце XVII века обучалось около ста человек. В то же время рижане устроили себе там сады и огороды. В составе Елгавского предместья Ильгюциемс вошёл в состав Риги в 1786 году.

                Однако еще в XIX веке там жило только 450 человек. Бурное развитие поселок начал лишь после разрешения строительства каменных домов, а также после в нем нескольких крупных промышленных предприятий.

                Первые проекты застройки Ильгюциемса были осуществлены в 30-х годах ХХ века, однако комплексно поселок застраивать начали в 50-х годах того же столетия, с постройкой рабочего поселка Рижского цементного завода. Много домов в микрорайоне возвели и позднее.

                В наши дни Ильгюциемс – это один из самых густонаселенных районов Риги.

                Чиекуркалнс начал формироваться в 1870 году на месте бывшей усадьбы Шрейенбуш. Название свое он получил от богатых шишками окрестных сосен. И, хотя поселок находился очень близко к Риге, частью города он стал лишь в 1924 году.

                Однако уже в 1890-ых годах Чиекуркалнс начал стремительное развитие, в нем были построены несколько фабрик, а в начале ХХ века – пожарное депо, две школы, баня и водонапорная башня.

                В 1913 году в поселке было уже 802, из них 87 подключены к водопроводу, 14 – к канализации, 9 – к газопроводу, и 5 электрифицированы. Зато в 1904-05 была вымощена первая улица и установлен 71 керосиновый фонарь.

                Сегодня в Чиекуркалнсе преобладает многоэтажная застройка, а с ней по соседству – старинные маленькие зданьица. В северной части микрорайона находится Рижская ТЭЦ-1.

                Иманта, оказывается, начала застраиваться  лишь в 20-х годах ХХ века. До этого там находились три усадьбы ( Маза и Лиела Даммес и Анниньмуйжа) и село Имантциемс. В 20-х и 50-х годах были построены небольшие домики, а здания побольше здесь были возведены попозже. Сегодня Иманта состоит из пяти микрорайонов, радиально расположенных вокруг усадьбы Анниньмуйжа с парком.

                Болдерая хоть и образовалась в XVIII веке, уже в 1603 году там была основана рижская таможня. В 1830-40 в этом районе была судоверфь в 1852 году именно здесь был сооружен первый в Империи гражданский телеграф. Особенно стремительно Болдерая начала развиваться, когда была проложена железная дорога в Ригу. Были построены многие заводы и фабрики, поэтому к началу ХХ века поселок стал важным промышленным центром. Несмотря на значительные разрушения в Первой Мировой войне, в 1924 году его присоединили к Риге.

                Бурно развивался район и потом. В 1950-х годах были построены дома для рабочих завода силикатного кирпича, а позже – и другие дома. Сегодня, несмотря на удаленность, этот микрорайон достаточно густо населен. 

                                Московский форштадт.Ещё с 18-го столетия Рига подразделялась на центр и предместья или на немецкий манер – форштадты. Они сплошь застраивались из дерева и в случае нападения неприятеля их сжигали, сами же их обитатели укрывались за надёжной городской стеной. С историей русских в Риге прежде всего связано Московское предместье. В исторической литературе упоминается, что первые жители поселились в фор­штадте ещё в 16-ом веке. По своему ландшафту этот район мало напоминал нынешнюю «москачку»: песчаные холмы чередовались с рытвинами и ямами. Они были следствиями постоянных наводнений, поэтому первым делом жители предме­стья построили дамбу вдоль Даугавы. Но она не всегда помогала, о чём свидетельст­вуют историки: каждую весну и часть осени улицы были залиты водами реки. Са­мые мощные наводнения произошли в 1649 и 1744 годах. Во время последнего вода потопила 200 свиней, повредила около тысячи домов и разрушила часть насыпных холмов. Однако предместье ещё больше страдало от пожаров. Они происходили почти каждый раз, когда в Ригу шли неприятели: в 1559, 1601, 1656, 1700, 1710, 1812 годах. После последнего пожара был разработан план восстановления предместья, по которому там уже высоких зданий не строили, зато прокладывали хорошие  улицы. Одна из них прошла рядом с бывшей дамбой, и мы ёе знаем – улица Маскавас. Кстати, сейчас в Московском форштадте есть одно высокое здание, да и то сносят (Маскавас,16).

                Старожил пишет, что здесь русские купцы держали здесь всю торговлю: крупнейшие огородники, трактирщики и хозяева бань тоже были русскими. Там находился крупнейший «супермаркет» тогдашней Риги – Гостиный двор. Находился он на месте нынешней Академии Наук, на улице Тургенева. Он просуществовал до Первой мировой войны.                                                                                                                                        

Так же, как и в наши дни, Московский форштадт считался небезопасным районом: «Сюда по вечерам редко заглядывали люди из центра, потому что этот район пользовался славой центра воровских и разбойничьих шаек.   Малочисленная полиция смотрела на них сквозь пальцы, а чаще даже побаивалась их.»,пишет очевидец. Пили здесь тоже крепко. Питейные магазины предместья не закрывались с субботы до вечера понедельника: потому обычным делом были и драки. Правда, как писал современник, «если дрались, то дрались вчистую, без палок и ножа, а лежачих не били».

 

 

 

Hosted by uCoz