Как ни странно, один из самых
продуктивных рижских архитекторов Янис
Алкснис не получил профессиональное
образование, а строительное право он
получил, сдав экзамены в Комитете по
строительству Министерства Внутренних
дел в Санкт-Петербурге. Однако это
обстоятельство не помешало ему построить
около 70 многоэтажных домов в югендстиле и
неоклассицизме, которые весьма
понравились рижанам.
Вот адреса некоторых из них: Лачплеша
18, Кальку 15 ( первый в Риге дом с монолитным
железобетонным каркасом ), Бривибас 88 (
совместно с Пекшенсом и Поле; см.
Югендстиль ), Бривибас 57 и 76, Кришьяна 3 и
13/15, Стабу 19 ( собственный дом ).
Интересная история произошла с
последним домом. Когда он был построен, к
Алкснису подошел некий господин Галвиньш,
попросивший построить ему такой же. Но
архитектор ответил отказом, считая, что
двух одинаковых произведений искусства не
бывает и такая копия только уменьшит
ценность оригинала. И правда, типовые
проекты тогда широко не практиковались. Но
г-н Галвиньш был так настойчив, что зодчий
спроектировал здание на улице Лачплеша (
тогда – Романова ) 35. Однако, если
внимательно присмотреться, то видно, что
здания-то разные, только похожи. Особенно
это видно во дворе.
У Алксниса было несколько почти обязательных элементов. Первый – это эркер, а второй – это облицовка нижней части стен подъездов кафельной плиткой. Интересны также алкснисовские орнаменты. Им спроектированные дома достойны внимательного рассмотрения.
Рижский архитектор Александр Ванаг родился в 1873 году в Мадонском районе и умер в Риге в 1919 году. Профессиональное образование он получил в рижском Политехническом Институте в 1891-98 годах.
Как и многие другие архитекторы того времени, сначала он практиковался у Константина Пекшена ( с 1890 по 1905 года ), пока не основал собственное.
По проектам Александра Ванага построено 71 здание, большинство из них – в стиле национального романтизма. Это связано с тем, что этот стиль только родился во время основания Ванагом архитектурного бюро. Испробовав в нем силы, Ванаг остался ему верен до конца жизни. Видно было, что неоклассицизм 1910-х годов был ему помехой. Конечно, приходилось проектировать модные дома, но Ванаг, надеясь на вкусы заказчика, сначала чертил здания в стиле национального романтизма. Так, например, произошло с домом на улице Элизабетес, 63 (на углу Тербатас).
Как у каждого зодчего, в творчестве Ванага были характерные только ему элементы. Это египетские колонны и эркеры, которые меняют форму на каждом этаже.
По проектам Ванага возведены дома по следующим адресам: Бривибас 58, 61, Кришьяна Валдемара 69, 71,73, Кришьяна Барона 30, 37, 62, 64, Блауманя, 17, Марияс, 16 и Чака, 55, а также многие другие.
Константин Пекшенс (1859 – 1926), латышский архитектор, учился в Рижском политехникуме. Позже, он работал в бюро другого выдающегося зодчего Яниса Фридриха Бауманиса, пока в 1886 году не основал собственное.
В начале двадцатого века Константин Пекшенс успешно руководил фирмой по оборудованию центрального отопления в квартирах Риги. До Первой мировой войны она была самой преуспевающей в Риге.
По его проектам построено около 250 зданий – это рекорд в рижской архитектурной практике. Их главные стили – модерн и эклектика. Главные эклектические работы архитектора – это, наверное Берга Базар и Дом культуры «Драудзиба», дом на улице Кришьяна Барона 9/11, а также много других построек. В стиле «югенд» построено множество разнообразных зданий: от Национального романтизма до строгой архитектуры банковских зданий. Их адреса: Таллинас 23, Тербатас 15/17, 14 и 33/35, Альберта 12, Виландес 4, 10, 12, 14, 16, Смилшу 2 и, конечно, многие другие. Однако перечисленные постройки дают наилучшее представление о творчестве Константина Пекшена.
Кристоф
Хаберланд, известный рижский архитектор
эпохи классицизма, родился в 1750 году. В 1770
– 77 гг. он учился в Берлине и Дрездене.
Потом, приехав в Ригу, Хаберланд с 1789 по 1796
год был главным строительным мастером
города.
В
его проекта преобладает стиль бюргерского
классицизма. Среди реализованных проектов
Хаберланда наиболее значительны здания:
на улице Пилс, 9 (1780), Театра, 6 (1785), Шкюню, 17
(1787), Смилшу, 5 (1787 – 94), Пилс,6 (1795), Маза Пилс, 1
и 3 ( 1788). Он является также автором проектов
Колонного зала Музея истории Риги и
мореходства и Катлакалнской церкви (1778 и
1792).
Работы Хаберланда отличаются продуманностью пропорций и орнаментов.
Эйженс
Лаубе, талантливый мастер рижского
градостроительства, родился 25 мая 1880 года
в Риге. В 1906 году он окончил факультет
архитектуры Рижского Политехнического
Института и до 1907 года работал вместе с
Константином Пекшенсом. После этого Лаубе
проектировал самостоятельно. Позже, он был
одним из основателей архитектурного бюро
«А».
Он
занимал почётные должности и преподавал в
очень многих университетах мира. За свою
долгую жизнь Лаубе получал много
государственных наград и орденов,
например, Орден Трёх Звёзд или Шведский
Орден Васа. Лаубе писал много статей и книг.
Главной его книгой была «The
Manifestation
of
Architecture»
(700 стр.), написанная в Портленде.
В
1944 году он эмигрировал в Германию, а в 1950 –
в США.
В Риге
Лаубе спроектировал около 100 зданий в
стилях северный модерн и неоэклектика.
Главные и самые примечательные работы
архитектора находятся в центре Риги. Они
характерны для югендстиля Риги: Лачплеша,
70, 70а, 70б, Авоту 20 и 22 и Бирзниека - Упиша 29
составляют единый ансамбль зданий «Романовский
базар»; внимания достойны также следующие
здания: Альберта 11,Альберта 12, Бривибас 33,
37, 39, 47, 62, 85 и 91, Тербатас15/17, бул. Кронвальда
10, Миера 27, Звейниеку 5а, Гертрудес 23 и 32,
Чака 26 и 83/85 и другие
Творчество Лаубе оказало большое
влияние на современников.
Андрей Зейдакс
родился 18 января 1874 года в Кулдиге.
Минимальное образование он получил в
городской школе Кулдиги, однако был
вынужден его прервать в связи со смертью
отца. В школе Зейдакс учился хорошо,
особенно по рисованию. Потом он какое-то
время работал подмастерьем, затем стал
учеником садовника Кимальской усадьбы
Падурской волости.
В 1894 году Зейдакс перебрался в Ригу, где работал младшим садовником. Через год его приняли рисовальщиком в садово-парковое управление, возглавляемое Куфальдтом. Там он прослужил 7 лет. Его работы всегда побеждали на выставках, что не нравилось Куфальдту. Поэтому с 1901 года Зейдакс начал работать самостоятельно. Потом он уехал в Киев, где и проработал в 1904 – 14 гг. В 1915 году он приехал в Ригу, и в том же году Зейдакса назначили руководителем рижских садов и парков. Однако война мешала реализации проектов, и плодотворный период начался только в 1922 году. Затем его планы прервала Вторая мировая война. Андрей Зейдакс умер в 1964 году далеко от Риги.
В своё время Зейдакс остро критиковал
следующие минусы проектов Куфальдта: 1)
Слишком большая плотность растительности
в парках, что создавало большое затенение
и влажность. 2) Почти не использовались
многолетние растения. 3) Запутанная
система дорожек, не отвечающая
требованиям людского потока. В своём
творчестве он старался удалять эти
недостатки. Ему принадлежит идея
использовать розарии, а также детские
площадки и открытые эстрады. Зейдакс
старался как можно меньше менять рельеф
территории, приспосабливаясь к уже
существующему – строя лестницы, стены и
тому подобное.
По его проектам благоустроено и
перестроено большое
количество парков: 1905 года, Аркадия,
Кронвальда, Миера; Братское кладбище,
площадь перед Оперным театром, зелёные
насаждения у Даугавы. Зейдакс
спроектировал первый в Риге парк
посередине квартала – Зиедоньдарзс.
Он, как и Куфальдт, заложил основу проектировки последующих парков Латвии.
Георг Фридрих Фердинанд Куфальдт родился 6 июня 1855 года в местечке Плён в провинции Шлезвиг-Гольштейн. После окончания гимназии он изучал садоводство во многих учебных заведениях, также посещая многие страны с целью обучения. В 1879 году Куфальдт прибыл в Ригу, где через год он стал главным садоводом города, а в 1893 – директором рижских садов и парков.
Его карьера была успешной, Куфальдт получал заказы не только из Риги, но и из других городов: Петербурга (парк у Зимнего дворца), Таллинна (реконструкция парка Кадриорг), Пярну (проект городских парков), Орайенбаума, Царского села и других. В Риге он проработал 35 лет, до репатриации немецких подданных в 1914 году. С 1915 по 1929 год он работал в Штейглице директором парков, затем – доцентом в школе садоводства в Берлине. Куфальдт ушёл на пенсию в возрасте 70 лет, однако продолжал работу читая лекции и проводя дендрологическое изучение парков.
Он умер 14 апреля 1938 года в Берлине на 84 году жизни.
Вклад Куфальдта в развитие города Риги велик – по его проектам разбито очень большое число парков. Уже в 1880 году началась реконструкция Царского сада (Парк праздника песни, Виестурдарзс), в 1881 – Верманского сада. Его работы в Риге можно перечислять очень долго: Насаждения на площадях Пилс, Екаба, Альберта, Гердера; скверы у Анатомикума, Окружного суда, Вокзала, Новой церкви Святой Гертруды, здания по адресу Блауманя 28; Зоопарк; Парки и сады Миера, Аркадия, Дзегужкалнс, 1905 года, Эспланада; Зелёные насаждения берегов Городского канала; Лесное кладбище.
Большое внимание Куфальдт уделял внедрению иноземных растений в Риге. Также в его работах видно стремление разнообразить вид города липовыми аллеями. Куфальдт был одним из первых, провозгласивших, что рабочим окраинам надо уделять не меньше внимания, чем центру города. Он первым предложил идею парка активного отдыха – с аттракционами, спортплощадками и т.д.
Работы Куфальдта были по достоинству оценены современниками, считавшими его выдающимся ландшафтным архитектором. В его проектах преобладают кусты и деревья.