Югендстиль возник в конце 19 века Брюсселе, как опровержение всех предыдущих стилей, в отличие от эклектизма, основанного на смешивании исторической архитектуры. Постепенно, он пришёл и в Ригу. В каждой стране Ю. принимал собственный облик, соответственно, получая и своё название: сецессион в Австрии, модерн в России, стиль Либерти в Италии, Ар Нуэво во Франции и т. д.. Дома, построенные в этом стиле отличаются практичной планировкой, экспрессивным орнаментом, использованием новейших технологий строительства (например, металлического каркаса), своеобразной трактовкой исторических стилей, устремлением вверх. Ю. искал способы совмещения красивого с полезным. Однако таких методов много, поэтому имеется и много разновидностей Ю..
В то время, когда в моде был югендстиль, Рига находилась в пике экономического расцвета. Многие строили доходные дома в современном стиле, то есть в югендстиле. Поэтому сейчас они составляют 40% всей застройки центра Риги. Одним из первых рижских домов в Ю. является строение на углу улиц Скарню и Кальку. Дома рижского Ю. построены в следующих направлениях.
Эклектично-декоративный югендстиль.
Дома, построенные в этом стиле, имеют
эклектическую композицию (расстановку
окон, отсутствие щипцов крыш и т.д.)
и югендовский декор (маски,
стилизованные растительные орнаменты и т.д.)
Альберта 2,2а, 4,6,8,13. (М.Эйзенштейн).
Романтизированный югендстиль
воспроизводит формы исторических стилей
– готики и ренессанса. В основном, это –
щипцы крыш, зубцы на карнизах, детали
готических окон. Тербатас 33/35.
Национальный
романтизм. В
начале ХХ века латышским архитекторам, как,
впрочем, и зодчим других стран, захотелось
создать собственный стиль. Он влился в
концепцию югендстиля, отвергающего всё
старое и неудобное, признающего только
новое и практичное. Поэтому уже в 1905 году
появились первые образцы нового стиля,
построенные по проектам Э. Лаубе. Позже он
и его коллега Александр Ванагс построили
большинство зданий национального
романтизма – последний, например, работал
только в этом направлении. Постройкам
этого стиля характерно: использование
природных материалов для облицовки
фасадов (грубого камня, шероховатой
штукатурки и так далее), деревянные
элементы, этнический орнамент. С первыми
шагами национального романтизма
перестали строиться дома с неоправданным
обилием украшений. Можно сказать,
рационализм, к которому стремился
югендстиль, возник с этим стилем. Наверное,
один из самых интересных ансамблей зданий
данного направления, находится на улице
Кришьяна Валдемара между улицами Спорта
и Заубес (Э. Лаубе, А. Ванагс, 1909 – 1910).
Вертикальный (перпендикулярный) югендстиль. Как уже было сказано, югендстиль стремился к вертикальным линиям. Однако здесь это было особенно подчёркнуто. В этом направлении акцент ложится на вертикальные линии: эркеры, межэтажный орнамент, вытянутые вверх щипцы крыш. В Риге в этом стилевом направлении построено огромное количество зданий, однако наилучшее представление об этом стиле даст дом на улице Стабу, 19 (Я. Алкснис, 1909).
Безорнаментальный югендстиль. В начале ХХ века немногие осмеливались строить здания, лишённые декора, однако такие всё-таки появлялись. Впечатление достигалось с помощью оригинальных форм – эркеров, окон необычной формы, балконов и так далее. Антонияс 13 (А.Витте).
«Красные школы» - это 19 зданий, построенные архитектором Рейнхольдом Шмеллингом с 1910 по 1914 год. Такое направление было популярно в Скандинавии, однако в Риге представлено только вышеупомянутым архитектором. В этом стилевом направлении построен также ряд пожарных депо нашего города. «Красными» эти постройки называют за широкое применение красного кирпича, контрастирующего с оштукатуренными белыми стенами. Гимназия Натальи Драудзини, Бруниниеку 24 (Р.Шмеллинг).
Международный югендстиль появился
в самом начале эпохи модерна в Риге. В
доходных каменных домах он проявлялся
как эклектично-декоративный, но уже был
практичен, как настоящий югендстиль.
Хороший тому пример – дом на улице Аудею,
7 (А. Ашенкампфф) В архитектуре
особняков он проявлялся застеклёнными
верандами, окнами причудливых форм,
крутыми скатами крыш и т. п. Много
примеров этому находятся в Межапарке.
Международным этот стиль назвали за
желание преодолеть стремление каждого
народа создать свою архитектуру.
В югендстиле применялись различные орнаменты: растительные, геометрические, романтизированные, животные. В растительных изображались различные цветы, растения. Обычно, они помещались на тёмно-зелёном фоне. В животных орнаментах преимущественно использовались изображения птиц: павлинов, лебедей и других. Геометрические орнаменты, как и понятно из названия, имели четкие геометрические формы. Романтизированные орнаменты отличаются стилизованными видами старинного декора. В югендстиле часто встречаются различные весёлые или грустные лица. Почти везде есть также украшение, состоящее из пяти или трёх вертикальных линий, из которых средняя обычно длиннее и имеет какое-либо окончание.
Югендстиль Риги близок к югендстилю города Хельсинки (Северному модерну), однако все-таки они сильно отличаются. Происходит это потому, что в Риге почти все постройки были спроектированы местными зодчими Они оказали большое влияние на архитектуру Прибалтики.
Эклектизм исчез с рижской строительной арены уже в 1904 году. Тогда же перестали строиться здания с эклектичным и необдуманным обилием орнамента. Примерно до этого срока успела сформироваться широко известная застройка улицы Альберта. Именно туда и по сей день водят туристов, однако зря – эти здания отнюдь не характерны для югенда нашего города.
Но уже в 1901 году, сразу после появления первого дома в стиле модерн в столице Латвии (Аудею, 7, Альфред Ашенкампфф, 1900 год), произошло событие, положившее начало бурному развитию модерна в Риге. Речь идет о юбилейной выставке 1901 года на Эспланаде, где все постройки были построены в югендстиле. Их авторами были упомянутый Ашенкампфф и Макс Шервинский.
В 1905 о себе заявил национальный романтизм, и вскоре стал очень популярен. Примерно треть от 40 процентов югендстиля в Риге составляет национальный романтизм. Но были у него и противники, притом немало. Они считали, что деревянные избы невозможно брать за образец при строительстве больших каменных зданий.
Расцвет югендстиля приходится на следующие несколько лет.
В 1910 году возобновился интерес к классицизму, породив стиль неоклассицизма. Однако чистого неоклассицизма в нашем городе мало, часто он смешан с модерном.
Югендстиль
Риге дал одни из первых примеров
комплексной застройки кварталов. Это «Форбург»,
«Упиша Пассаж» и дома на улицах Бривибас, 88
и Кришьяна Валдемара, 33. Во всех этих домах
имеются большие парадные проезды во двор,
который должен был служить своеобразным
продолжением улицы: с квартирами и
конторами на верхних этажах и магазинами
на нижних. Сегодня полностью эту роль
исполняет только «Упиша Пассаж». В порядок
приведен также двор на Кр. Валдемара, 33,
однако магазинов там нет. К сожалению,
нельзя что-либо подобное сказать про два
остальных дома: на улице Бривибас, 88 двор
почти всегда закрыт, а «Форбург», в
основном, готов сам упасть на голову
прохожим.
Знаете ли Вы?
·
В доме на Стабу,
19 (1909, Я. Алкснис) квартиры расположены не
на каждом втором пролете лестницы, а на
каждом, что позволяет экономить помещения.
·
В некоторых
домах на улице Альберта имеется два
подъезда, а между ними расположен проезд
во двор. Однако два подъезда – это просто
обман архитектора. На самом деле, они
соединяются внутри дома
и имеют одну лестницу.